Виды экспозамера

Для получения правильной экспозиции фотоаппарат делает экспозамер, проверяя поток света в разных точках кадра. Но при особом освещении или большой разности освещенности объекта и фона такой экспозамер может сработать неправильно. Например, съемка на концерте. Сцена освещена хорошо, в то время как зал в полумраке. В таких случаях пригодится функция точечного экспозамера, это когда такой замер проводится только в одной точке. Или при втором способе может быть функция запоминания экспозиции отдельного участка кадра. Но такой функционал зависит от конкретных моделей фотокамер.

три метода замера экспозиции

Обычно экспозамер (Metering) камера может провести тремя способами:

  1. Матричный (Е) Matrix metering. Это универсальный способ. Фотокамера замеряет яркость в нескольких точках кадра и с помощью алгоритмов делает предположение об экспозиции всего кадра. От модели аппарата зависит количество точек и глубина анализа. В зеркальных камерах используется трехмерный сегментно-матричный экспозамер (3D-matrix). Может быть и простой матричный экспозамер. Но он дает нормальный результат только при ровном освещении. Если освещение неравномерно, то в результате будет неправильной и экспозиция.
  2. Точечный (S) spot meterix. Экспозамер по точке. Позволяет подобрать хорошую экспозицию для заданной точки (до 3 % от площади кадра), чаще в центре. Хорошо подойдет при ярком постороннем источнике света.
  3. Центро-взвешенный (CW) Center-Weighted. Центро-взвешенный экспозамер оценивает весь кадр, но предпочтение отдается центральной части (9% от площади кадра). Хорошо подойдет для портретной съемки.

При замере экспозиции свет разделяется на отраженный и падающий. Отраженный свет – это свет, который отражается от объекта съемки, а падающий, соответственно, падает на объект съемки.

Экспонометр по падающему свету дает более точные результаты, нежели по отраженному свету. Измеряя отраженный от объекта свет, встроенный экспонометр не знает, сколько на самом деле на объект попадает света (значение падающего света), поэтому его весьма легко ввести в заблуждение. Например, часто при съемке снега получается неудовлетворительный результат. Дело в том, что снег обладает хорошей отражающей способностью, и встроенный экспонометр ошибочно предположил, что сцена ярче, чем есть на самом деле. В результате мы получаем недоэкспонированные снимки. Экспонометр по отраженному свету, как раз такой и установлен в вашей камере, грубо говоря, просто догадывается о количестве света на сцене, так как все предметы имеют совершенно разную способность отражать и поглощать свет. Возьмем снова пример со снежным пейзажем и сравним его с лесным пейзажем, светоотражающая способность снега в разы больше, чем у деревьев, травы и т.д. Все экспонометры воспринимают отражающую поверхность одинаково, представляя ее нейтрально-серой. Объекты съемки, которые светлее или темнее заданного нейтрально-серого, уже экспонируются не совсем правильно.

Как настроить правильную экспозицию.
Влияние экспозиции на качество снимков и как управлять этим параметром.
Использования брекетинга экспозиции для построения кадра